Вход Господень в Иерусалим: толкования, проповеди, иконы, картинки

Жизнь и учение

Спаситель всегда ходил пешком в сопровождении своих учеников. Но в конце Его земной жизни, состоялся торжественный въезд Иисуса Христа в Иерусалим. Это событие объединило в себе две традиции: триумфальное шествие и транспорт простых людей. С одной стороны, Иисус въехал в город как правитель, с другой, продемонстрировал, что Он такой же человек, как и его последователи. Он нем людям не войну и страдания, а спасение от тяжких грехов и радость познания истинного Бога.

История установления праздника

Триумфальный въезд в Иерусалим имеет свою историю. Традиция появилась еще во времена этрусков в виде обряда появления в столице Солнечного Божества. В то время его олицетворял царь. Он въезжал в город на колеснице в сопровождении воинов.

Именно так въезжали через триумфальные ворота цари Понтий Пилат и Ирод после своих побед над врагами. В нарядную колесницу запрягали четверку лошадей, украшали животных попонам и другими предметами. Царь под приветствия и крики толпы проезжал через арку триумфальных ворот.

Позднее триумфальные шествия обогатились другими элементами. Проезд правителя сопровождался военным парадом. Ратники несли свою добычу – награбленное в походах.

Версий по выбору животного несколько. В те времена в Римской империи у язычников осел считался нечистым животным, даже демоническим. Древнеегипетский бог разрушения Тифон изображался с головой осла. Свое отношение к первым христианам язычники в Риме выразили картиной, где мирянин преклоняется перед распятым божеством с ослиной головой.

Совершенно по-другому относились к упрямому животному на востоке. Предок земных родителей Христа, царь Давид, въехал в Иерусалим на осле. По приданию, Иаир – главный судья Израиля, сам ездил на осле и все 30 его сыновей также перемещались по городу и стране на молодых ослах.

Дева Мария после рождения младенца Иисуса, ехала в Назарет на осле. Ее супруг Иосиф, шел рядом. Так они путешествовали почти три года, пока не достигли безопасного для Христа места.

В Израиле был обычай. На войну главный полководец, обычно это царь, уезжал верхом на коне. В города, куда он приходил с миром, он демонстрировал это, въезжая в ворота на осле. Христос выбором животного показал, что Он Мессия, возвращающий людям мир.

Триумфальный въезд в Иерусалим Господа Иисуса Христа продемонстрировал, что для него важнее всего благополучие простых людей, а не демонстрация Своей силы и величия.

Праздник в православном Богослужении

Триумфальный въезд Христа в Иерусалим произошел за неделю до Его смерти. Когда Спаситель появился в городе, то первым делом направился в Храм. Там он перевернул все прилавки торгашей и выгнал их на улицу. Он объявил, что с этого момента Его дом нарекается Домом молитвы.

Первые упоминания о праздновании вхождения Христа в Иерусалим появились в описаниях событий 3 века. Верующие совершали крестный ход, держа над головой пальмовые ветви. Празднование продолжалось целую неделю, до дня распятия и смерти Иисуса. Эти 7 дней получили название Неделя виий – так называли на местном наречии пальмы.

На Руси пальмы не росли. Но именно к этому времени распускались почки на вербе. Белые и пушистые, они символизировали начало новой жизни. Именно их и взяли за основу для украшения шествующих Крестным ходом. Так появилось местное название ритуала – Вербное воскресение.

В прошлые века впереди колонны традиционно ехал патриарх на молодом белом жеребце – символе осла. В старину в Византии животное вел под уздцы сам царь. Это символизировало главенство духовного над мирской жизнью.

В России эта традиция не прижилась. Несмотря на свое могущество, Церковь всегда контролировалась царем и помогала укреплять государственную власть. Также она брала на себя просвещение и культурное развитие прихожан.

С праздником въезда в Иерусалим Иисуса Христа неразрывно связано и совершенное Им чудо – воскрешение Лазаря, что еще больше подчеркивает значение праздника. Христос пришел свидетельствовать людям, что существование человека не заканчивается с его смертью на земле. Иисус не стал бороться с режимом языческой веры римлян. Он продемонстрировал мирянам, что христианство – это не насилие, а свободный выбор. Бог никого не принуждает веровать в Себя. Душа сама выходит на поклонение с ним и ликует от радости при встрече.

Въезд в Иерусалим – Вербное воскресение, ознаменовало собой начало важных для религии событий – начало Страстной седмицы. В эти дни Бог исполнил свое обещание по спасению погрязшего в грехах рода человеческого. Его сын Иисус был захвачен врагами, осужден неверными и распят. Христос умер, опустился в ад, вывел из него праведников и затем воскрес.

Молитвы

По священным рукописям известно, что было составлено четыре молитвенных текста на освящение ваий. Нынешней Православной церковью принята и используется только одна молитва «Господе Христе Божий наш, седяй на херувимех». Этот текст сохранился в богослужебных книгах как единственный канонический. Но запрета на использование других молитв нет.

Перед чтением молитвы церковь окуривают дымом с ветвей. По завершении окропляются святой водой все присутствующие, и в первую очередь ветви вербы, которые они держат в руках.

Господе Христе Божий наш, седяй на херувимех

Отдельно составлен был текст молитвы Входу Господню в Иерусалим. В нем признается Иисус Христос Сыном Божьим, равным Господу и Ему воспевается хвала.

Молитва Входу Господню в Иерусалим

Тропарь, читаемый во время литургии, сочиненный на Вход Господень в Иерусалим состоит из трех текстов, это: Тропарь, глас 1, Кондак, глас 6 и Величание.

Тропарь на Вход Господень во Иерусалим (Вербное воскресенье)

Акафист на Вход Господень во Иерусалим (Вербное воскресенье)

В Молитвослове имеются тексты для чтения во время литургии и всенощного бдения. Обряд совершается в храме, священнослужителями. Верующие могут присоединиться к ним в церкви или с разрешения и благословения батюшки, проводить всеношное моление дома. Но такой обряд доступен далеко не всем. Только опытные христиане, знающие все тексты и имеющие опыт проведения длительных молебен, могут совершать такой обряд.

Иконография

Первые изображения Входа Господня в Иерусалим, появились на саркофагах, и дата их определяется как начало 4 века. Изложения событий на иконах имеют отличия. Различают три основных типа подачи картины въезда в ворота города.

Чаще всего Христос изображен восседающим на осле. За ним следуют его ученики. Реже на иконах рядом с ослицей, везущей Спасителя, нарисован молодой белый жеребенок. Впереди Иисуса бегут дети. Они в качестве приветствия и поздравления, стелют под ноги животного одежды, бросают ветви, которые срывают с деревьев.

Позади Иисуса следуют апостолы. На некоторых иконах за учениками идут христиане, желающие услышать Его проповедь, женщины с детьми на руках. Позади шествия видно город и церковные купола, часто увенчанные крестами.

Среди икон встречаются композиции, где по бокам от едущего верхом на осле Учителя, следуют два апостола: Петр и Иоанн.

В 15 веке в русской иконографии появилось новое течение. Его сторонники изображали Учителя, который ехал на осле спиной вперед, повернувшись к своим ученикам и беседуя с ними.

Проповеди

На основании того, как описывает событие входа в Иерусалим, библия, митрополитами и священниками ниже саном, составляются проповеди. Они читаются во время праздничной литургии.

При желании, любой верующий может уединиться, найти запись любой проповеди по имени ее автора и прослушать.

Трапеза праздника

Во время строгого поста рыба не рекомендуется к употреблению. Но Вербная неделя – исключение (на столе должны быть блюда из рыбы). Это различные супы, пироги с рыбой, фаршированный судак, запеченные сом и скумбрия. Можно добавлять другие морепродукты. Не только морскую капусту, водоросли, но и креветки, крабы, кальмары.

Именно рыбными блюдами на столе отличается трапеза в честь входа Спасителя в Иерусалим.

Открытки и поздравительные картинки

Накануне Пасхи в специализированных магазинах и лавочках возле Храмов, продаются многочисленные открытки и красочные картинки, посвященные триумфальному въезду в Иерусалим Христа с учениками, празднованию Вербного Воскресения и другие события этой недели.

Верующие охотно поздравляют своих родных, которые находятся далеко и близких людей. У многих собрался уже целый альбом фотографий и открыток, посвященных этим великим событиям.

Стихи

Во все времена событиям Вербной недели народы, верующие в Христа, кроме ритуальных молитвенных текстов, сочиняли стихи. Подобное творчество в России расцвело в 18-19 веках. После периода Богоборчества, поэты активизировали свое творчество. Кроме произведений поэтов прошлого века, теперь можно найти много современных стихов, рассказывающих о различных событиях из земной жизни Христа, его учеников.

Заключение

Въезд Иисуса Христа в Иерусалим имеет большое значение для христиан. Все события неразрывно связаны со смертью Иисуса, освобождением человечества от тяжести грехов и распространением истинной веры.

У народов разных стран празднование проходит по своим особенным традициям, которые складывались веками. Но все они считают этот праздник важным в истории своей церкви.

Оцените статью
Иисус Христос
Добавить комментарий

Adblock
detector